Александр Гоноровский (orhes) wrote,
Александр Гоноровский
orhes

Category:

Система образов

Почему режиссеры на прессконференциях не любят вопрос: "О чем кино?"
Почему этот вопрос вообще может раздражать?
Режиссеры, как правило, думают глазами. А приходится отвечать за все и за всех.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, изначально следует сформулировать другой: "Как отличить "просто историю" от "произведения, претендующего на художественную ценность?"
Если за сюжетом, за историей идут мысли и чувства автора (их не обязательно проговаривать, заявлять в лоб), которые читатель (зритель) способен воспринять, и эти мысли складываются в некий обобщающий образ или систему образов, то, видимо, наличие воспринятых образов и отличает произведение от просто истории.
Наличие системы образов в фильме можно проявить ее трактовками. Схема проста: "Этот фильм о том-то, но не только в этом дело, этот фильм еще и о том-то, но не только в этом дело..." Наличие фразы "но не только в этом дело", как раз и дает нам возможность обсудить ряд граней образа - его частных трактовок. Конечно трактовка всегда меньше образа и не дает возможности в ответе проявить себя так же, как и в фильме, в сценарии. Приходится расставаться с береткой художника, творящего по голосу свыше, и пытаться анализировать то, что виделось как целый и неделимый образ. Большинство режиссеров, к сожалению, не видят в этом смысла. Формально они стоят между историей и визуальным воплощением. Но это позиция ущербна. Вопрос "О чем" необходимо задавать работая над каждым эпизодом картины. Тем более это важно для сценариста.
см. http://orhes.livejournal.com/25903.html
Таким образом на вопрос "О чем" необходимо отметить ряд важных трактовок образа, которые по вашему мнению являются ключевыми в сценарии (в фильме).
Задавая себе этот вопрос постоянно, во время работы над сценарием, можно избежать лишних сюжетных линий, ходов, оценить новизну возникшей во время работы мысли, и, что вполне возможно в итоге изменить и сюжет, и свое собственное мнение.
Работа над сценарием (по крайней мере для меня) начинается, как правило, с какой-то одной простой трактовки образа, которая содержит в себе начало истории.
Люди едут на паровозе продавать уголь которым этот паровоз и топят. Образ - Все мы платим за продвижение вперед.
В 37 году СССР мы летали на Луну. Все мы безудержно неудержимо стремимся вникуда.
Вообще все образы-обобщения можно начинать со скучной фразы "Все мы..."
Интересно, что образ, как правило, национален и привязан к настоящему времени. Т.е. есть "все мы" - это мы, россияне. И часть образной системы, если речь идет России (да даже и не о ней) посвящена разбору - кто же мы такие сейчас и почему у нас все так, а не иначе.
Видимо изначальный образ должен содержать и некое действие, которое будет и толчком для сюжета.
Любое обобщение всегда декларация, но что же делать тогда если история казалось бы просто о любви.
Начальный образ сформулированный как "Все мы любим", вряд ли будет необходимым инструментом для начала работы.
"Все мы любим, но не всегда можем увидеть эту любовь. Она слишком проста и неощутима". Это утверждение уже может быть некой отправной точкой для разных сюжетов: "Слепое кино" и "Книги Хун-Тонга" (мне легче оперировать своими работами, поскольку я точно знаю чем руководствовался). Но, если быть, до конца честным, то данные трактовки пришли не сразу. Вначале была история и просто ощущение. Когда речь идет о любви (а все произведения либо о любви, либо о не любви), на перый план может выйти чувство, которое пытаешься передать, и тогда все размышления про систему образов могут пойти лесом.
Tags: Драматургия
Subscribe

  • (no subject)

    Загадка сильнее страха. (Абрахам Ни Зейда «Драматургия как путь к перееданию»)

  • ПРЕЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД

    О работе Люсьена Леви-Брюля и способе мышления первобытного человека мне прочитал лекцию мой товарищ Миша еще в начале девяностых. Миша окончил МГУ,…

  • ПУНКТИР

    Проверка на пунктир - одна из процедур доработки текста. Ее можно использовать на любой стадии написания работы. Она обязательна, когда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • (no subject)

    Загадка сильнее страха. (Абрахам Ни Зейда «Драматургия как путь к перееданию»)

  • ПРЕЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД

    О работе Люсьена Леви-Брюля и способе мышления первобытного человека мне прочитал лекцию мой товарищ Миша еще в начале девяностых. Миша окончил МГУ,…

  • ПУНКТИР

    Проверка на пунктир - одна из процедур доработки текста. Ее можно использовать на любой стадии написания работы. Она обязательна, когда…